Забыли пароль? Забыли логин? Регистрация

• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Оштен, Фишт. Ноябрь 2011. Горный поход.

Фотогалерея похода

В ноябре 2009 г. мы уже были на Лаго-Наки. Тогда в наши планы входило восхождение на Фишт, но из за сильного снегопада и ограничения по времени - им не суждено было осуществиться. И вот два года спустя, в ноябре 2011 г. мы снова едем в эти края. Мероприятие это было задумано моими друзьями Денисом и Романом, а я присоединился к ним, можно сказать в последний момент. В этот раз мы собираемся подняться на вершину Оштена, далее - по погоде, которая там в межсезонье очень капризна и непредсказуема.

Поездом добираемся до Краснодара, оттуда автобусом до Хаджоха, где ловим машину. Экстрим начался уже по дороге. Я сидя рядом с водителем поглядывал на спидометр – на некоторых участках скорость доходила до 140 км/ч. Пейзажи, обрывы, скалы, повороты, встречные и попутные машины мелькали как в ускоренной видеосъемке. Машина была праворульная, я сидел слева, и временами у меня возникало желание схватиться за руль, а ноги пытались найти педаль тормоза. Тем не менее, к полудню мы благополучно подъехали к посту МЧС «Лаго-Наки».

Договорившись с водителем, что через пять дней он доставит нас обратно в Хаджох и зарегистрировавшись у спасателей мы выдвигаемся в сторону Оштена.

Перекусив на Азишском перевале, мы выходим на плато Лаго-Наки и к вечеру встаем на ночевку около ручья вблизи Инструкторской Щели рядом с группой из Питера. Весь день стояла теплая и солнечная погода, но с наступлением темноты очень резко похолодало, и если днем была плюсовая температура, то к ночи (судя по скорости замерзания воды в кане) было около десяти градусов мороза. Помню, что ночью я слегка подмерзал.

На следующее утро, подойдя к Бляму (это возвышенность у подножия Оштена) мы решили оставить рюкзаки, и налегке подняться на Оштен. Ранее во всех отчетах мы читали, что восхождение на Оштен не представляет сложности и не требует никакого снаряжения. Да и снизу он смотрелся таким по домашнему белым и пушистым, что мы взяли с собой только треккинговые палки и один ледоруб. Поднявшись на Блям и набрав еще немного высоты, я понял, насколько легкомысленно мы поступили – на сорокоградусном снежном склоне без кошек и ледоруба было не очень уютно. Мы, посовещавшись, решили вернуться, затащить рюкзаки на Блям и встать там на ночевку, что и было сделано. С Бляма открывалась прекрасная панорама, и вечером мы наслаждались великолепным закатом и видами заснеженных гор, быстро погружавшимися в темноту.

В восемь часов утра мы вновь начали восхождение, взяв на этот раз все необходимое снаряжение. Через три часа мы были на вершине Оштена. Погода была солнечной и ветреной, над головой было безоблачное небо, видимость была очень хорошей, да и посмотреть было на что.

Старина Фишт, как всегда восхищал своей красотой и монументальностью, а белоснежные спины облаков, видневшиеся за вершиной Пшеха-Су, были словно взбитые сливки на торте. Исполин Чугуш, самая высокая вершина Адыгеи, великолепно смотрелся на фоне темно-синего неба.

Насмотревшись и нафотографировавшись, мы написали записку и начали спуск. Спустившись к палатке, мы пообедали и собрав лагерь за три часа дошли до реки Цице. Воды в реке было немного, мы перешли ее по камням и поставили палатку на другом берегу, когда уже заметно стемнело.

Ночью шел снег, утро было безветренным, пасмурным и хмурым. Горы были укрыты плотным туманом, и окружающая картинка казалась черно-белой. На Пшеха-Су мы решили сегодня не подниматься, а пойти к Фиштинскому приюту через Фишт-Оштеновский перевал. Проходя мимо озера Псенодах в котором мы как-то купались летом я удивился как мало воды в нем – не то что купаться, зачерпнуть проблематично. На приюте мы встретили двух туристов – Руслана и Владимира, они пришли сюда вчера, после восхождения на Оштен, которое они совершали за день до нас, мы видели их палатку. А сегодня они поднимались на Фишт, и несмотря на пасмурную погоду, низкую облачность и ограниченную видимость, у них это получилось. Молодцы, представляю, как это было нелегко.

Хозяев на приюте не было, но все двери были открыты и мы вселились в одну из комнат на втором этаже. Завтра решено было идти на Фишт.

Наутро мы проспали выход. На часах – 8.15. Мы повыскакивали из спальников, наскоро позавтракали, зарядили термос горячим чаем и вышли на улицу. Попрощавшись с Русланом и Володей (они собирались сегодня уходить), мы направились в сторону Красных скал.

На северном плато Фишта было много свежего снега, поверхность его была покрыта трещинами и разломами, между которыми приходилось петлять. И вот мы в задумчивости стоим у подножия Большого ледника и смотрим на гребень и вершину, на которую со стороны моря быстро наползают большие черные тучи. На часах 14.05. Путь от приюта до этой точки занял у нас более четырех с половиной часов. Всем было понятно, что подняться на вершину и спуститься до наступления темноты мы едва ли успеем. Пробовать не стали, и попив чаю и сфотографировавшись, мы направились вниз.

Вечером на приюте мы первый раз за весь поход разожгли костер.

На следующее утро мы проснулись в 4.30 и затемно выдвинулись на Лаго-Наки, где в 18.00 нас будет ожидать машина. Поблуждав в темноте с фонарями в лесу перед Армянским перевалом, и поднявшись на него на рассвете, мы несколько минут стояли и смотрели как заливается солнцем белая шапка Фишта.

Был выходной день, и на подходе к кордону заповедника стало попадаться большое число шашлычников на паркетниках, и просто гуляющих пешком людей. И почему-то все удивлялись глядя на нас, как будто никогда не видели туристов, а многие даже спрашивали

- Что вы там делали?

Мы отвечали, что «ходили в горы сфоткаться на аватарку», они недоверчиво смотрели на нас.

К посту МЧС мы подошли на два часа раньше и сообщив спасателям о завершении маршрута мы еще неплохо посидели в «Медвежьем угле». Но вот подъехал наш знакомый водитель и мы на скорости 140 километров в час, покидаем Лаго-Наки, надеясь, что когда-нибудь еще вернемся сюда.

О снаряжении.

Компанией Alexika было предоставлено следующее снаряжение:

Палатка Alexika Tunnel 3 , спальник Tengu Mark 29SB, коврик Alexika Expert Lite, расскажу о них немного подробнее.

Палатка Alexika Tunnel 3 – трехместная треккинговая палатка в форме полубочки с большим тамбуром. Конструкция палатки продумана до мелочей, благодаря разноцветным застежкам сборка палатки не вызывает никаких вопросов, все понятно и без инструкции. Очень понравилось, что все три дуги палатки – одинаковые, не надо задумываться какую куда вставлять. Палатка имеет неплохую ветроустойчивость и водонепроницаемость, хорошую вентиляцию, качественно пошита. Тамбур у этой палатки – просто огромный, в нем умещались все наши вещи, на двух газовых горелках готовились еда и чай, два человека сидели тут же в тамбуре на рюкзаках, и один в спальном отделении и было совсем не тесно. При этом вес у палатки относительно небольшой – 3,9кг. Однако следует отметить, что палатка была нами выбрана не по сезону. Сказывалось отсутствие юбки, и при сильном ветре в палатке было холодно. Мы засыпали низ тента снегом, после чего становилось значительно теплее. Думаю, что эта палатка более подходит для летнего треккинга.

Спальник Tengu Mark 29SB - технологичный спальник с наполнителем Primaloft, вес 0,9кг., комфортная температура +5 – +10 градусов, имеет систему моментального открывания молнии. Тоже пришелся не по сезону (при наших -10). Несмотря на то, что я использовал дополнительно флисовый чехол весом 0,8кг – прилично подмерзал, приходилось спать в флиске и брюках, ноги засовывать в рюкзак. Спальник понравился, с удовольствием буду использовать его летом.

Коврик Alexika Expert Lite - легкий и компактный самонадувающийся коврик, вес 0,4кг, размер 120х50см., толщина – 2,7см, позиционируется как зимний. Брал его для дополнительного утепления и комфорта, использовал совместно с обычной «пенкой».
Вещь очень аскетичная, и сделана скорее для тех, у кого из-за ограничения по весу снаряжения нет возможности нести полноразмерный коврик (альпинизм, выживание). Для тех, кто ради комфортного сна готов нести лишние полкило - в Alexika есть более подходящие варианты.