Белое море 2011. Лыжный поход

24.02.2011 02:34 andreas
| Печать |

Январь 2011 г.

Путешествие на лыжах по льду Белого моря от ст. Кузема до г.Кемь с заходом на о. Южный Коловар протяженностью 80 км.

Состав экспедиции: Участники путешествия
Галерея:
2011, январь. Белое море. Лыжный поход
Карта маршрута: Маршрут
Отчет: Рассказ о походе

Идея и подготовка.

Совсем не хотелось проводить надвигающиеся Новогодние каникулы в Москве, поэтому планы мы начали строить задолго. Собираясь на работе вместе с Серегой (Клёпой) и с Сашей (все трудимся в одной организации) мы активно обсуждали предстоящие выходные. Рассматривались различные варианты, впрочем все сходились во мнении, что это должен быть лыжный поход, и что выдвигаться нужно 2-3го января, встретив Новый год в кругу семьи и друзей. Разногласия были только в месте проведения похода, но они вскоре чудесным образом разрешились. Вадим, друг Клёпы, опытный путешественник, узнав о нашей затее, предложил нам интересный стокилометровый маршрут по припайному льду и островам Белого моря в Северной Карелии и взялся организовать это мероприятие. Серега прошел с Вадимом Нижнюю Тунгуску и ряд других серьезных маршрутов, ну вобщем уговаривать нас не пришлось совсем - мы согласились сразу и без тени сомнения. Встретившись вчетвером, мы обсудили детали и поехали за билетами.

До отъезда оставался еще месяц времени, который пролетел довольно быстро. Во время Новогодних праздников голова часто была занята предстоящим путешествием и выбором снаряжения. Сборы проходили до самой последней минуты, накануне Нового года я купил походные санки, а уже в день отъезда сшил для них защитный чехол от снега, освоив швейную машинку в рекордно короткие сроки. Правда в спешке я слегка ошибся с размерами, и чехол получился немного короче чем нужно, но и при этом, как выяснилось потом, оказался вполне работоспособным. Моя жена Люда в день моего отъезда была на работе, и в сборах участия не принимала. Я представлял себе, как она ужаснется, увидев их последствия, но надеялся на ее понимание, и вобщем не ошибся. Наконец все было собрано и уложено, зафиксировав рюкзак на санках и закинув эту конструкцию на плечи, я взял лыжи, пакет с едой в дорогу и вышел из дома. В метро встретился с Людой, она поехала проводить меня на вокзал. Все уже собрались на перроне, до отхода поезда оставалось совсем немного времени. Прощание было недолгим, поезд тронулся, едва мы занесли вещи в вагон. До свиданья, Москва!

Дорога

Больше всего в путешествии мне нравится момент отъезда. Именно те первые минуты движения поезда, или первые километры пути, когда выезжаешь на машине за пределы города, когда вдруг пропадает беспокойство о том "А не забыл ли я чего?", исчезают мысли о работе и приходит ощущение, что путешествие началось и впереди так много интересного.

Оказалось, что нас семь человек - едут еще трое друзей Вадима. Познакомились, и разложив рюкзаки и лыжи,  расселись на двух нижних полках. На часах было около десяти вечера, впереди были сутки пути, и торопиться было некуда, но все же кто-то сказал "Не будем терять время!", доставая из пакета бутылку водки. Уже не помню кто, но это были очень своевременные и правильные слова - все радостно зашуршали своими пакетами, извлекая разнообразные и многочисленные закуски. Завязался разговор, и уже через полчаса казалось, что все здесь собравшиеся - старые добрые друзья, все же у поезда перед автомобилем есть неоспоримые преимущества. Время пролетело незаметно, спать мы разошлись далеко за полночь.

На следующее утро, когда все проснулись, поезд уже приближался к Петрозаводску. За окном - потрясающе красиво: сказочный снежный лес, на электрических проводах – гирлянды льда и снега. В Петрозаводске поезд стоял 35 минут, здесь было значительно холоднее чем в Москве, по ощущениям градусов 18 мороза.

Чем ближе к северу, тем ниже опускалась температура за окном, в Сегеже термометр на станции показывал уже 27 градусов ниже нуля. Здесь мы купили пельменей, решив сварить их на Рождество, а чтобы в теплом вагоне пельмени не растаяли, вывесили сумку за окно, пристраховав к оконной ручке, там они и ехали еще двести километров до станции Кузема.

В Куземе поезд по расписанию стоит всего две минуты, а нам нужно было успеть выгрузить семь объемных рюкзаков и санок, а также семь пар лыж через узкую дверь вагона и тесный тамбур. С этой задачей мы справились на «отлично». Поезд тронулся, пассажиры махали нам из окон, мы улыбались и махали в ответ.

Маршрут

Кузема – маленькая ж.д. станция, на побережье Белого моря. Речка с таким же названием впадает здесь в море, образуя длинный залив, под названием губа Домашняя. Вдоль нее, в полукилометре от берега идет автомобильная дорога. Пройдя по ней минут двадцать, мы свернули в лес по снегоходному следу, и вскоре встали на ночевку. Лес был довольно густой, преимущественно хвойный, но удивительно, что здесь практически не было сухостоя. С трудом нашли пару небольших сухих елок, а также вытащили из под снега еще несколько неизвестно зачем, видимо еще летом, поваленных кем-то еловых стволов, в результате получился приличный костер. Поставили палатки, поужинали и легли спать.

После душного поезда на свежем и морозном воздухе спалось замечательно, а утром очень не хотелось вылезать из теплого спальника, но это были всего пара неприятных минут, пока не нагрелись валенки, и организм окончательно не проснулся и не адаптировался к окружающей температуре. Позавтракав и собравшись, мы надели лыжи и двинулись в сторону моря напрямую через лес.

Через несколько минут мы вышли на берег губы Домашней. Губа была шириной около двух километров, было видно лес на той стороне, пространство вблизи берега было покрыто ледяными торосами, местами были лужицы соленой воды. Пройдя полосу торосов мы вышли на ровный, покрытый снегом лед, толщина снега была небольшая, здесь на открытом пространстве он не задерживается, ветром его сдувает с поверхности льда. Идти по такому снегу было легко, лыжи хорошо скользили и даже тащившиеся за спиной санки не создавали помех движению.

Временами, со стороны берега раздавался короткий приглушенный треск - это дыхание моря, которое и зимой живет своей жизнью. Во время прилива уровнь воды подо льдом повышается, местами лед трескается и из трещин проступает вода. Тем не менее, лед был очень толстый и прочный, и никакого опасения, что он провалится не было. Приближаясь к выходу из залива, мы вошли в полосу тумана. Здесь чувствовалась близость открытого моря, стоило только остановиться и сразу становилось как-то зябко, словно туман норовил забраться под куртку. Стоял полный штиль, но мороз был весьма ощутимый, и к вечеру влага, наполнявшая воздух начала выпадать в виде мелких ледяных кристаллов.

В день Рождества Христова, как и планировалось, на завтрак были сварены те самые пельмени, было очень вкусно, но вполне обыденно и как бы в порядке вещей. На ужине же, царила атмосфера праздника. Клёпа раздал народу специально припасенные для торжественного момента бенгальские огни, Михаил извлек из рюкзака металлическую флягу с коньяком, а Макс порадовал и удивил кулебяками с картошкой и капустой. Кулебяки, естественно, были в состоянии глубокой заморозки, и хотя даже после длительного отогревания у костра там попадались кусочки льда – было необычайно вкусно и празднично.

Переход от Куземы до Кеми занял у нас четыре дня, по пройденному расстоянию – это около шестидесяти километров. На протяжение всего похода Вадим шел впереди на своих видавших виды охотничьих лыжах, задавая темп, и приходилось значительно напрягаться, чтобы не отставать. В его четких размеренных движениях чувствовался немалый опыт человека прошедшего на лыжах Карелию и Кольский полуостров, архипелаг Шпицберген, плато Путорана и Новую землю.

За день мы делали по пять-шесть часовых переходов, с десятиминутным отдыхом между ними и остановкой на перекус и чай минут на сорок. От активного дыхания, на усах, а также на воротниках и капюшонах курток образовывался толстый слой инея и льда, избавиться от которого можно было только вечером у костра. На ночевки становились с наступлением сумерек, а иногда уже и когда совсем стемнеет, правда здесь даже в самое темное время суток, благодаря белизне снега, дрова реально было найти и без фонаря.

Все ребята были с немалым туристическим опытом, организация бивака и приготовление еды происходили быстро и слаженно. На семь человек у нас было шесть литровых термосов, в которых дежурные с утра заваривали чай. Впрочем, как оказалось Клёпин термос совсем не сохраняет тепло – кипяток в нем полностью остывал уже часа через три и мы оставили его на одной из ночевок вместе с прохудившимся по шву пятилитровым каном. С одним оставшимся каном время на приготовление еды увеличилось, но ненамного – опять же выручали термоса. К слову сказать, тот день у нас ознаменовался массовой утратой снаряги – также была сломана одна из двух снеговых лопат и одна лыжная палка. Палку удалось восстановить методом наложения шины из двух металлических колышков от палатки.

Погода в основном была пасмурной, солнце ненадолго показалось лишь к вечеру второго дня, подарив нам необычайной красоты закат. На третий день нашего пути потеплело градусов до пятнадцати, с потеплением стал усиливаться ветер, временами начинал валить снег.

Подходя к Кеми, стало понятно, что дойти до Беломорска мы не успеваем, так как осталось всего два дня до отъезда. Мы встали на ночевку на острове Як (Якостров), в двух километрах от Рабочеостровска, решив утром направиться в сторону Кузовов. Эта ночевка запомнилась мне в первую очередь тем, что найти дрова там было очень тяжело. Во всей округе не было ни одного сухого дерева, пришлось собирать нижние сухие ветки елей, которых тоже было немного, а также вернуться на пол-километра назад, за двумя сухими бревнами, торчащими из под снега, которые мы заметили еще по дороге сюда.

На следующий день, через три перехода мы подошли к большому высокому острову, приняв его сначала за Русский Кузов, но когда включили навигатор, оказалось, что это остров Южный Коловар, а до Кузовов еще порядка шести километров. Видимость была относительно хорошая, и Вадим с Сашей решили подняться на верхушку острова, мы тем временем занялись заготовкой дров, которых здесь было в достатке. Ребята вернулись минут через сорок и рассказали, что перед Кузовами просматривается широкая  полоса открытой воды, и на лыжах туда не добраться. Мы поставили палатки и начали готовить ужин.

Утром, после завтрака я тоже пошел обозревать окрестности но пошел сильный снег и толком ничего не было видно. На обратном пути я слегка заплутал, из-за чего мы на час задержались с выходом.

Обратный переход до Рабочеостровска давался нам очень тяжело – потеплело до плюсовой температуры, снег начал прилипать к лыжам и скорость движения значительно снизилась. Пока лыжи находились в состоянии скольжения – все было очень хорошо, но при малейшем замедлении к каждой лыже прилипало килограмма по три мокрого снега и ни о каком скольжении уже не могло быть и речи. После удаления снега с лыж счастье длилось недолго, и вскоре все повторялось сначала.  Я даже пытался снимать лыжи и идти без них, что тоже было не слишком удобно. С наступлением сумерек температура опустилась и подлип прекратился.

На ночевку мы встали на окраине Рабочеостровска, в молодой сосновой роще, которая была больше похожа на городской парк. С дровами здесь было туго - чтобы найти сухое дерево, нам пришлось пройти метров шестьсот по глубокому снегу. Вадим пошел на разведку, с целью выяснить ближайшее место, куда можно было подъехать на машине. Вернулся он минут через двадцать пять, и мы по телефону заказали наутро такси до вокзала в Кеми, рассчитав, что нам понадобятся три легковые машины.

Утром, когда мы подошли к условленному месту возле метеостанции, машины уже ждали нас. Мы быстро погрузились и через двадцать минут езды по заснеженной дороге подъехали к железнодорожному вокзалу. До поезда было еще полчаса времени и мы успели затариться продуктами.


Заключение.

В хорошей компании время летит быстро, и вот наконец мы в Москве. Впереди трудовые будни и мечты о новых путешествиях и походах, но впечатления об этой поездке в памяти остануться надолго, не зря же поется в песне "Долго будет Карелия сниться...". В этом походе я увидел другую, незнакомую мне ранее зимнюю Карелию, с бескрайними снежными просторами и торосами Белого моря, коротким световым днем, морозами и ветрами, не всегда приветливую, но по своему красивую. Благодарен за это всем ребятам, с которыми мне довелось провести эти десять дней.

Andreas

PATRIOT-TRAVEL.RU

Москва, февраль 2011.

P.S. Сайт Вадима: vadimextrem.ru