Забыли пароль? Забыли логин? Регистрация

• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

25 мгновений П.Тунгуски. 2013г. (ч.III)

Часть 3

К первой части
К второй части

10.08.2013 Зачетное место.

Встали на воду в 9-40. Этому способствовало огромное количество мошки, которая поднялась раньше обычного времени. Погода стоит теплая. Тумана утром не было, да и дымки практически нет. Может и с рыбалкой будет лучше, но нет – сеть оказалась пустой. Все приуныли и снова вспомнили о щуке. Чтоб ей блесна поперек горла встала! Один лишь Кирюха не унывает. Божится, что рыба будет. Всем хочется в это верить, да и времени достаточно, чтобы останавливаться по дороге в рыбных местах. В хорошее место и для стоянки и для рыбалки, по моему, никто уже не верит. «Ищем неоднородный берег» - заявил Кирюха. Там нас ждет рыба. Навигатор подтвердил, ждать будет с 15-30 до 16-30. Время 11-20. Светит солнце, но дымка не рассасывается. После небольшого порога увидели красивое место с каменными идолами и решили остановиться и сделать несколько фотографий. Опять же попробовать поймать рыбу.

N 61.86872° Каменные идолы.
E 095.75526°

Через полчаса мы двинулись дальше. С рыбой опять облом. Я чуть не утерял на берегу свой спасательный жилет, но бдительное око Адмирала уберегло меня от этого. Увидели справа по ходу какую то речку без названия. Воды стало больше, и перекаты проходим под мотором, что естественно ускоряет наше передвижение. Спереди Кирюха нервно грызет семечки, постоянно думая о рыбалке, а я любуюсь красивыми местами. Если бы только не дымка… В 14-20 подошли к острову с заросшим травой концом, как сказал Вадик и пошли по правой протоке. В результате наткнулись на мель, и пришлось в очередной раз волочить катамаран на себе. Мелководье по всей ширине реки, а она здесь далеко не узкая, длилось полчаса, которые мы то и дело спешиваясь, гребли веслами под ободряющий мат Адмирала. Настроение замечательное, только штаны у меня опять мокрые. Наконец мелководье закончилось и почти сразу мы увидели слева красивое место для перекуса. Перекус сегодня замечательный. Уходить даже не хочется.

Но время не стоит на месте и в 15-40 мы двинулись дальше в путь. ВасиличЪ бездельничает на носу. По правому берегу открывается вид на очень красивые скальники. Адмирал не выпускает фотоаппарат из рук и ближайшие полчаса из его уст мы слышим только одно слово – «оху…ть», причем каждую минуту.

Но всему приходит конец, и мы снова входим в плотную завесу дыма. Причем, наверное, самую плотную за все наше путешествие. Опять вокруг горит тайга. Прошли два порога – «Бабушка» и «Дедушка», причем последний оказался весьма зачетным. Поскакали в удовольствие. За каждым из них Кирюха пытался рыбачить, но безрезультатно.

На «Дедушке» побили рекорд скорости нашего судна. Был 15,8 км/ч, который держался с первых порогов, а стал 16,0 км/ч. На стоянку встали рано, около семи часов.

N 61.97622° Стоянка 10 августа.
E 094.90019°

Встали на правом каменном берегу. Тут же впадает очередная безымянная речка. Место для палатки выбрали на огромной плоской каменной глыбе.  Быстро поставив лагерь, мы отправляемся на прогулку, а Кирюха на рыбалку. Место очень красивое. Судя по всему, совсем недавно здесь был очаг пожара. И тушили его с воздуха. На камнях свежие лужи, а дождя не было уже несколько недель.

В тайгу заходить стремно, там повсюду еще дымятся головешки. Зато мы встретили упавший кедр с шишками, которые мы решили за ужином пустить на кедровые орешки. Проведя фото сессию и вдоволь нагулявшись, мы вернулись на базу.

Кирюха с грустным видом бродит по берегу. Рыбы – нет, понимаем мы. Но мы к этому уже привыкли. После кедровых шишек все руки у меня в смоле и я решил искупаться. Адмирал составил мне компанию. Вода бодрит, и теплый коньяк после купания идет замечательно. Пока сохли, Вадик решил в тапочках сходить поснимать пожар в тайге. В результате прискакал с поджаренными ногами. В это время я писал мемуары, а ВасиличЪ и Кирюха занимались ужином. Привыкнув к крупам в пакетиках, они с непривычки, бухнули в котелок столько рассыпной гречки, купленной в Байките, что каша расползлась ровным слоем вокруг костра. Адмирал увидев такое зрелище предложил все таки включать мозги и закусить коньяк персиками в собственном соку, заботливо прикупленные нами в том же Байките специально для Адмирала.

Выпив, мы рассудили трезво и сошлись во мнении, что излишки каши оставим на утро, тем более что надо использовать купленное молоко. Когда мы его покупали, продавщица нас спросила: «Какое Вам?». На наш недоуменный взгляд, а в магазине был только один сорт молока, она уточнила вопрос: «Просроченное – 45 руб. более свежее - 60 руб».   Мы сошлись во мнении, что экономить на своем желудке мы не будем. Стемнело. Мы уже стали привыкать к постоянному дыму вокруг. Он нас окружает уже всю последнюю неделю. Так что ужин пролетел быстро. А потом мы еще долго сидели возле костра, где в углях пеклись кедровые шишки. Кстати, здесь совсем нет мошки. А о комарах мы уже даже успели позабыть. Пошли философские разговоры. Изобразив на бумаге дружеские шаржи друг на друга, в начале первого, мы, наконец, улеглись спать.

11.08.2013 Воскресенье.

Ночь прошла быстро, и было очень холодно. Утро встретило нас густым туманом и обильной дымкой. И если к выходу на воду туман рассеялся, то дымка только усилилась. Прощай прекрасное место. Перед выходом Адмирал показал нам мастер класс по добыванию орешек из кедровых шишек.

Идем под левым берегом, правого даже не видно. Идем медленно, так как очень плохая видимость. Но все равно перед поселком Полигус мы наскочили на мель. Довольно прохладно, поэтому работа веслами даже согревает. Хорошо хоть ноги мочить не пришлось. Постепенно перебрались к правому берегу. Вокруг ничего не видать от смога, поэтому Полигус появился неожиданно.  Время 11-30. Где то в середине поселка из дыма неожиданно появилась девушка, которая шла «летящей» походкой к реке. Мы уж подумали, что с нами хотят пообщаться, но дальнейшие события стали развиваться стремительно. Подойдя к берегу, девушка, не сбавляя скорости, как была, в ярком платье, двинулась в реку наперерез нам. Мы смотрели на нее с открытыми ртами, провожая ее офигевшими глазами пока она не скрылась в дыму, где то на середине реки. И тут мы поняли, что она пьяная в драбодан. Посмотрев друг на друга ошарашенными глазами, и сглотнув слюну, Кирюха  предложил помочь девушке, но было лениво мочить ноги, да и о помощи никто не просил. Все действие проходило в абсолютной тишине. Хотя девушка несколько раз падала в воду, она ни разу не издала, ни звука. Так и не поняв, что же  это было, и, не поверив в массовую галлюцинацию, мы с тяжелой душой  двинулись дальше. Постепенно река стала глубже, и мы смогли завести мотор. Места  пошли вокруг не интересные. По дороге попался огромный остров. Решили идти правой протокой и вроде не ошиблись. До Бора осталось чуть более 400 км. Делать нечего совсем. Фотоаппараты с утра даже не доставали. Какое-никакое разнообразие привнес порог «Мучной».  Поскакали на нем славно, но задницу намочил только Адмирал. После порога последовала интересная шивера. Прошли ее под мотором и установили новый рекорд скорости - 16,8 км/ч. На перекус встали около 15-00. Адмирал даже предложил на перекусе по глоточку из фляги. Отказываться никто не стал, закусив глоток йогуртом с колбасой и луком. После перекуса река опять разлилась и пришлось опять браться за весла. Дым так и не рассеивается.  Кирюха вдруг выдал стишок:

Пусть дым мне щиплет левый глаз
И (пусть) правый щиплет тоже.
Катамаран наш рвется вдаль!
Ему насрать, похоже…

Чем сорвал длительные аплодисменты. То ли от  длительного нахождения в дыму, то ли от плохого самочувствия, Адмирал начал чудить. В место запланированных 70 км,  прошли за день 91 км. Пришлось вставать в ничем не приметном месте с кучей мошки на берегу.

Ну, может он почуял рыбное место? Или задумал какую-нибудь каверзу? Поставили в очередной раз сеть. Кирюха побросал спиннинг. В результате – ничего. Все таки, наверное, верна наша мысль, что из-за крайне малой воды вся рыба ушла на глубину, ближе к Енисею. Так это или иначе – покажет время.

А пока что у нас осталось всего две банки тушенки. Вечер прошел грустно, а когда пошли споры за политику, решили что пора ложиться спать, что и сделали всей толпой. Заснули быстро и без разговоров. Ночью я постоянно съезжал вниз, а у Адмирала пробило днище, и он всю ночь метался на улицу.

N 61.89423° Ночевка 11 августа.
E 093.68734°

12.08.2013 Река Вельмо.
Встали поздно. Пройдено 1408км. пути. Утро нас встретило теплом, даже чуть-чуть пробиваются солнечные лучи сквозь дымовую завесу.

То ли мы привыкли, то ли  она сегодня меньше, чем вчера. В сетке ни единой рыбины. Сборы проходили лениво и медленно. Удивительно, но даже мошка, которая вчера не давала нам проходу, не спешила вставать на завтрак, чтобы ускорить наши сборы. В результате на воду мы встали в 11-30. Настроение у Адмирала вроде ничего. Он высказал предположение, что проблема с желудком у него от чеснока, на что мы выразили большие сомнения, с учетом того, что лук и чеснок мы пожирали постоянно и в больших количествах. Скорее всего была виновата конфетка… К 12-40 река начала сужаться, а течение увеличиваться. Скоро должен быть «Большой» порог. В преддверии порога, мы с Кирюхой лузгаем семечки, Адмирал с Василичем у штурвала на вахте.

Вместо порога к часу дня примчалась мошка и стала сильно докучать.  Хоть бы ветер поднялся. В 13-30 дошли, наконец, до порога. «Большой» порог не произвел большого впечатления на Большого и всех остальных. Зато покувыркались мы в удовольствие, даже замочили ножки, а кое-кто даже трусы искупал. Через пять минут следующий порог. Даже, наверное, повеселей предыдущего, так как Адмирал специально направлял нас туда, где валы были больше других. Мощную шиверу на выходе опять прошли под мотором.

После препятствий река разлилась, но отмели не попадаются. Идем под мотором. Несмотря на слабый ветерок, мошка не отстает и продолжает нас атаковать. На перекус встали около 15-00 на правом берегу, на галечнике.

За это время прошли больше 25км. Быстро перекусив, мы отправились дальше. Около пяти часов миновали 300км. столб. Воды много, поэтому идем без остановок. К реке Вельмо мы подошли в начале восьмого вечера. По плану мы хотели подняться вверх по течению и там устроиться на ночлег. На деле течение оказалось таким мощным, что нас сразу отбросило назад. Во впадении  реки Вельмо в Подкаменную Тунгуску располагается остров, вернее при нормальной воде его, скорее всего, заливает и не видно. Но сейчас он разбил русло реки Вельмо на несколько рукавов. Немного подумав, решили попробовать зайти через правый рукав. Перечалившись, мы высадили адмирала на берег, и он отправился на разведку. «На правом берегу ловить не ху…» - коротко бросил Адмирал вернувшись. И мы решили пробиваться к левому берегу через отмели по центру Вельмо. Через отмели катамаран пришлось проводить на руках, периодически проваливаясь в ямы по самую грудь. Надо было полностью раздеваться, подумалось мне. Но думать было уже некогда, так как мы добрались до оперативного простора. До следующего острова вверху течения нам надо было пройти метров шестьдесят вверх по течению. Посадив Кирюху на мотор, мы взмахнули веслами и вывалились на течение.

N 61.85212° Речка Вельмо.
E 092.77316°

Усиленно махая веслами и дав полный газ, мы пытались идти против течения. Но продвигались мы неприлично медленно. «Бл…» - только и смог вымолвить Адмирал. Но мы и так понимали, что нам крупно повезло. А вот в чем, это был вопрос. При ближайшем осмотре, остров оказался обнажившейся песчаной отмелью с мелкой галькой и несколькими жухлыми кустами зелени, но довольно больших размеров. Делать нечего – остаемся на ночевку.

Пройдя по острову, мы быстро набрали топляка на костер и занялись установкой лагеря. Каких то, двести метров, мы преодолевали больше часа. Мы заметно устали, и нам не терпелось по быстрее выполнить все дела и расслабится.

N 61.84485° Ночевка на реке Вельмо.
E 092.75423°

Только мы поставили лагерь и развели костер, как показалась моторка. Это была все та же моторка с мужиками. Они подошли к нам, и мы с ними немного потрепались за жизнь. Судя по виду – староверы, отец и сын. Мужики пошли вверх по течению, а мы продолжили приготовления. Перед ужином Кирюха предложил искупаться. На этот раз все его поддержали. Так что купание получилось веселым, даже на берег не хочется. Там нас уже во всю комаринскую поджидает толпа мошки.

Быстро выскакиваем, одеваемся и зачехляемся в накомарники. Ужин прошел весело, но все устали и мы быстро завалились спать.

13.08.2013 Первые потери.

Спали хорошо, но проснулись раньше, чем обычно. Под тентом в истерике бьется мошка, даже вылезать не хочется. Сборы сегодня будут веселыми. Интуиция нас не подвела и  одев накомарники мы занялись приготовлением завтрака. По понятной причине завтрак прошел быстро. Мы уже почти собрались, когда к нам подрулила лодка. Судя по бородам, тоже из староверцев. Из разговора стало понятно, что тайга горит до самого Енисея и дальше. Такой мелкой воды не было уже очень давно. Ходят ли по Енисею «Ракеты» - непонятно. Вернее ходят по обстановке. А вот самолеты не летают. Указали нам несколько мест для рыбалки. Скоро нас ждет крупный мощный порог из нескольких ступеней. Буквально позавчера там напрочь разбило лодку. Люди остались целы, но много вещей было утеряно, в том числе 5л. канистра спирта и 3л. самогона. Так что нам надо быть осторожней. Поблагодарив  за информацию и попрощавшись, мы уже к 11-00 шли по Тунгуске. Исчезнувшая было мошка, налетела с новой силой. Пришлось снова надеть накомарники. Но скоро ветер усилился и мошку сдуло. Берегов опять не видно из-за дымки – видимость не более 100м. Жалко, что, судя по всему, мы нормального солнца не увидим уже в походе.  Оно хоть жарит во всю, но сейчас его даже не видно.

Чуть позже нас ждало удивительное зрелище. Весь дым плотной стеной стелился прямо над водой, а над нашими головами светило солнце на превосходном голубом небе. Но длилось это совсем не долго. К часу дня дошли до порога «Вельнинский». Это тот самый обещанный нам крупный порог. Из трех ступеней интересной  оказалась только первая. Кирюху даже окатило с ног до головы. Остальные ступени проскочили едва заметив. Зато на выходе увидели остатки лодки, а еще чуть дальше я разглядел в бинокль емкость с жидкостью. Оказался бензин. Потом мы обнаружили еще несколько пластиковых емкостей с бензином. Но ни спирта, ни самогона мы, увы, не обнаружили. Мужики, наверное, сами все нашли и выпили, а всем сказали, что протеряли. Ну да ладно, не очень то и хотелось. Тем временем мы добрались до следующего порога, который прошли по самым крупным валам. Еще хоть немного развлеклись. И тут, о чудо, выглянуло солнце. Стало так хорошо, что мы решили встать на перекус, тем более время уже около трех часов. Место также способствовало. Встали на левом берегу при впадении речки Хакдасис.

N 62.08929° Речка Хакдасис.
E 092.37986°

Быстро перекусив, Вадик с Кирюхой отправились покидать спиннинг.

И вот пошла рыба. Каждый второй заброс приносил нам по хариусу. Мы с Василичем еле поспевали складывать рыбу в специальный мешок. Буквально за 10 -15 минут мы были обеспечены рыбой на ужин и перекус на следующий день. Еле оттащили наших рыбаков. Ура! Кончилось заклятье старой щуки!

Солнце светит очень ярко, но раздеться не позволяет мошка, даже на середине реки. За удачную рыбалку махнули по пятьдесят грамм. Лагерем встали в 19-23 как и собирались на правом берегу при впадении реки Юдоломо, не доходя 10км. до Кузьмовки.

N 62.23423° Ночевка 13 августа.
E 092.11451°

Взвесили улов – оказалось около четырех килограмм. Хватило на уху, пожарить на вечер и закоптить целую коптильню на перекус.

Кирюха пошел побросать спиннинг, но очень мелко. Но нам уже сегодня рыба не нужна. Время 22-30. Мы уже поужинали, и даже Адмирал сегодня выпил под рыбку, после своего двухдневного поста. Тут поднялся очень сильный ветер. Такой силы, что у нас чуть не унесло палатку. Пришлось срочно укрепить палатку. Через несколько минут ветер также неожиданно стих, превратившись в полный штиль. Настроение замечательное. Омрачают его только постоянно проходящие мимо моторки и близость конца нашего путешествия. А еще Кирюха утерял на перекусе свою жилетку с плеером. Это наши первые потери. Ну да ладно, сейчас на ход ноги и спать. Снова налетел мощный порыв ветра. Пришлось еще усилить крепление палатки и уложить вещи так, чтобы они защищали палатку. Забравшись в палатку, мы поняли, что в процессе укрепления палатки мы ее сдвинули на нехороший камень. Пришлось опять вылезать и переставлять. Но это все мелочи.

14.08.2013 Среда.

Утро встретило нас солнцем и голубым небом.

Кирюха проспал рыбалку, заявив, что он и не собирался. Зато на завтрак приготовил очень вкусную уху. ВасиличЪ вскочил вместе с дежурными, а я еще долго нежился в палатке под ласковый стук мошки об тент палатки. На воду встали в 10-50. Дымки почти нет. Даже непривычно как то. Если так будет и дальше, то можно будет и фотоаппараты достать.

Минут через двадцать ходу, вдалеке увидели Кузьмовку. Вот что значит - нет дымки. В общем день начинается неплохо, несмотря на то, что утром выяснилось, что из баклажки вытекло на землю пол литра водки. Ничего страшного – пополним запасы в Кузьмовке, все равно собирались в ней заходить в магазин. В 11-45 прибыли в Кузьмовку. Поселок небольшой. Стоит на правом берегу на возвышенности. Большой и Кирюха отправились в магазин, Адмирал возится с мотором. После замены фильтра он стал барахлить.

Я лениво отмахиваюсь от мошки. Магазин откроется только в 13-00. Ждать не стали и пошли дальше. Вскоре дошли до поселка Кочумдек. По размерам выглядит не меньше, чем Кузьмовка. Мимо проплывал мужичок в лодке. Подплыв поближе, он подошел к нам. Разговорились. Он очень удивился, услышав, что мы идем с Катанги. Для него это то же самое, что Москва. Он сказал, что  ракеты ходят по Енисею и в туман, но часто ломаются. В общем – опять неопределенность.

На перекус встали в 14-39 в месте впадения реки Эгстакан (как поэтично звучит). Кирюха перевел название реки как «бодрый лось (олень)»!? По карте – это одна из самых больших рек в округе. На месте оказалась небольшим ручьем. Пока доставали перекус, Кирюха успел поймать небольшого тайменя и хорошего хариуса. На перекус сегодня копченый хариус. Когда начали есть рыбу, мошка просто озверела. Пришлось быстро доедать и буквально спасаться бегством. Благо здесь ширина Тунгуски около двух километров. Мы забрались на середину реки, и ветер сдул мошку. Погода просто прекрасная. Я и Кирюха успели даже позагорать. Опять заглох мотор. Пока заводили, нас успело развернуть против течения. ВасиличЪ бодро поддал газу. Вадик изучал мотор, а Кирюха увлекся плеером. Какое-то время, мы шли против течения, но быстро спохватились. Как только мы сменились на вахте, погода начала портиться. Усилился ветер, и начали сгущаться облака. А потом пошел дождь. Второй  дождь за весь поход. Хотели остановиться порыбачить на реке Столбовая, но там оказался заповедник. А домик егерей как раз в этом месте. Пошли дальше. Слева должна быть речка Апрелка, но она оказалась мелким ручейком. В результате встали лагерем на правом скалистом берегу. Место хорошее, но явно не рыбацкое. Адмирал с упорством самурая не хочет вставать лагерем в рыбных местах.

N 62.00538° Стоянка на скалистом берегу.
E 091.47085°

Хорошо хоть дрова рядом. В километре вверху по течению на левом берегу река Сосновая. Но желания  сплавать до нее не возникло. На ужин развели последний спирт. Так что дальше трезвая жизнь. На ужин гречка с предпоследней банкой тушенки. После ужина Кирюха попробовал забросить спиннинг, но сразу зацепил блесну и все бросил до завтрашнего утра. Пойманную сегодня рыбу присолили на перекус. В качестве бонуса нам достался прекрасный закат и хороший вечер.

15.08.2013 Обычный рабочий день.

Ночь была теплой. ВасиличЪ вскочил в 08-20 и растолкал меня. Погода так себе. Опять все затянуло плотной дымкой. Как только встали на воду – налетели тучи. По реке постоянно попадаются отмели, так что движемся не спеша. Нас обогнала большая длинная лодка. Прошла совсем близко от нас. В ней, судя по всему, находились иностранцы. Они смотрели на нас как на инопланетян и постоянно щелкали фотоаппаратами. Через некоторое время пошли очень красивые места с каменными столбами.

Адмирал вновь впал в ступор и беспрерывно щелкал фотоаппаратом. Но с такой дымкой за качество были большие вопросы. «Ничего, места на флэшке у меня много. Получится одна фотография из сотни – уже хорошо.» - вторил Адмирал. Вот до чего довели цифровые технологии. Он, кстати, нащелкал более 3000 фотографий за поход.

N 61.73472° Красивые места.
E 091.44840°

На перекус остановились в живописном месте среди скал.

До Енисея осталось ровно 100км. Вадик и Кирюха отправились лазить по скалам, а мы с Большим остались внизу. Я достал фотоаппарат и стал щелкать пейзажи. В результате перекус затянулся у нас почти на два часа. По дороге обратно Адмирал оступился и еб…ся  с приличной высоты. У нас екнуло сердце. Но все обошлось.

N 61.70767° Перекус 15 августа.
E 091.48358°

Дальше двинулись в 15-40. По дороге несколько раз останавливались.  Кирюха пытался поймать рыбу, Адмирал же лазил по скалам. К 17-45 подошли к большому острову, в конце которого должен показаться поселок Суломай. Погода стоит мерзопакастная. Сильный встречный ветер, большая задымленность, вдобавок стало холодно. Остров обходили справа. На встречу проплыл большой катер. На корме шатер. В нем бухают мужики, судя по всему вахтовики. Мы помахали друг другу руками и двинулись дальше. В Суломае мы зачалились в 18-55. Берег плохой. Поселок производит удручающее впечатление. Вокруг много покинутых полуразрушенных домов. Количество мошки превышает все разумные пределы.

Я столько не видел даже в глухой тайге. Заметив нас, к нам подъехал УАЗик. ВасиличЪ и Кирюха поехали на нем в магазин, а к нам с Адмиралом подошел какой-то мужик. Он был без накомарника и лениво отмахивался от назойливой мошки. Чувствовал он себя нормально, в то время как мы были в перчатках и накомарниках и мошка нас просто бесила. Поговорили за жизнь. Тут подъехали наши мужики, и мы, попрощавшись, поспешили покинуть это негостеприимное место. Берега по обоим берегам неважные. Но делать нечего, и мы в начале девятого встаем лагерем в ни чем не примечательном месте. За поход прошли 1690 км. До Енисея остается чуть более 60 км. Только поставили лагерь и разожгли костер, как пошел дождь, который не прекращался всю ночь. Также усилился ветер. Пришлось прикрывать палатку каменной кладкой, а я первый раз за поход одел плащ-палатку. За ужином съели последнюю банку тушенки и быстро завалились спать.

N 61.58078° Ночевка 15 августа.
E 091.10097°

16.08.2013 Последний ходовой день.

Проснулись рано, но продолжает идти дождь. Поэтому долго валялись, но  дождь все не прекращается. Дежурные сегодня Вадик с Кириллом. Пришлось им выползать. И вот как только завтрак был готов, дождик прекратился. На радость мне и Василичу. И дыма нет. Впереди виднеется ясное небо.

Позавтракав, начали собираться. После дождя глиняная почва превратилась в сплошное грязное месиво, и мы изрядно измазались пока собирались. В 11-15 мы двинулись в путь. В это время поднялся сильный ветер, поднялась волна, и нас с Кирюхой стало обдавать брызгами с ног до головы. Пришлось перебираться ближе к центру катамарана на рюкзаки.

Вскоре нас догнала моторка. В ней ребята из Уфы, приехали на рыбалку. Поболтали и разъехались. Адмирал опять задумал что-то свое. Время есть, места неплохие проплываем для рыбалки, а он не дает добро Кирюхе побросать спиннинг. Холодно, хорошо хоть дождя нет. Делать нечего. К перекусу все замерзли окончательно. Встали на правом берегу в устье реки Рыбная в 14-45.

N 61.73447° Перекус 16 августа.
E 090.67358°

Перекусив, Кирюха пошел на рыбалку. Но река не впечатляет. Первое впечатление бывает обманчивым и речка Рыбная оправдала свое название. Кирюха стал вытаскивать хариуса. Тут к нему присоединился Адмирал. В два смычка они минут за сорок натаскали полтора десятка рыбин. Кирюха так увлекся рыбалкой, что не заметил, как его ветровку ветром унесло в Тунгуску, и если бы не бдительное око Василича, то счет потерям мог бы увеличиться. Пришлось нам с ним бросаться вдвоем на катамаране в погоню, результатом которой стала успешная спасательная операция. Беглянка была доставлена хозяину. Плотный ужин мы себе обеспечили. Пора идти дальше и в 16-30 мы двинулись дальше в путь. Погода стала улучшаться, но не долго. Вскоре опять подул холодный встречный ветер и все укутались в теплые вещи. Места проплываем не плохие, но хочется чего-нибудь оригинального. На стоянку встали в 20-13 на левом берегу в 8км. от Енисея. Берег песчаный, дрова рядом. Открывается хороший вид на реку. Ветер все не утихает, зато нет мошки.

N 61.62590° Стоянка 16 августа.
E 090.19303°

На ужин доедаем гречку с жареным хариусом и теплым коньяком. Коньяк быстро закончился, мы завалились спать, и только Адмирал еще долго ходил по берегу погруженный в свои мысли. Постоянно мимо пролетали моторки, тревожа наш чуткий сон. Всю ночь в палатке гундосил одинокий неуловимый комар.

17.08.2013 Здравствуй, Енисей – прощай Тунгуска.

Сегодня дежурим мы с Василичем. Встали в 08-20, хотя проснулись засветло – разбудили проходящие мимо моторки. Ночью было холодно, сейчас прохладно, но ветра нет. Где то далеко светит солнце. Ночью выпала обильная роса, и все вещи влажные. Позавтракали, составили список закупок и стали неспеша собираться. Собирались долго и основательно. Появилось солнце, а вместе с ним и мошка. На воду встали в 12-00 и через полчаса уже подошли к Енисею. В этом месте ширина Енисея около трех километров. Пересекли его почти перпендикулярно. Сразу нашли хорошее место для стапеля. До Бора идти пара километров, зато никто не будет мешать.  Судя по всему, летом здесь народ активно отдыхает, но сейчас по местным меркам уже осень. Кроме пары рыбаков вдалеке никого не видать. Разгрузив катамаран, мы перенесли все вещи, и вытащили катамаран сушиться на солнце.

Оставив Адмирала наедине с его тоскливым состоянием, мы втроем отправились в поселок Бор закупать продукты и узнать по поводу транспорта. Погода разгулялась, и прогуляться – одно удовольствие. С покупкой продуктов проблем не оказалось, не считая того только, что мы пришли в обед. В это время мы посетили пристань. Здесь возникла проблема. Сегодня придет «Ракета», а завтра утром пойдет обратно. Вроде все хорошо. Но сегодня суббота – выходной день. Билетная касса не работает. Завтра тоже.  Билеты можно купить на «Ракете», но когда она придет точно – не известно. Более того, сегодня день города, сюда едет руководство на праздник. Завтра, соответственно, пока оно не опохмелится, никто не уедет, да и с местами могут быть проблемы. Делать нечего, идем за продуктами и в лагерь. Настроение у Адмирала за это время поднялось. Он даже как то спокойно отреагировал на известие, что завтра мы можем не уехать. Для него и Кирюхи это большие проблемы. На поезд они уже не успевают. Ну да что о грустном.
Решил я тут искупаться. Только разделся, Адмирал говорит: «Принеси воды в канах на обратной дороге, да предложи рыбаку на берегу бензин». Дело в том, что у нас осталась почти полная канистра бензина. Выливать жалко, да и экология против. В общем, поковылял я к берегу. Искупался, набрал воды, поговорил с рыбаком. В общем уже и не помню что да как, но бензин ему был незачем. В это время смотрю, вдоль берега едет Нива. Я бросаюсь ей наперерез, размахивая руками с котелками. Представляете себе картину: голый мужик в одних трусах, месяц не бритый, бежит к Вам, размахивая какими-то грязными ведрами. Представили… В общем  машина остановилась, и мужик испуганно выглянул в окно. « 92 бензин, целая канистра, на халяву, нужна?» - выпалил я. У мужика округлились глаза. С таким предложением к нему еще никто не обращался. Оглядев  меня и наши туристические котелки с водой, он взглянул на меня с немым вопросом. Говорю ему, мол, путешествовали на катамаране, остался бензин, выливать жалко. И тычу пальцем в сторону  нашей стоянки. Самое интересное, что стоянки отсюда не видно. Она располагается наверху, на зеленой лужайке. Мужик посмотрел на меня каким-то странным взглядом, чего-то хмыкнул и поехал мимо. Не убедил, подумал я. И пошел в лагерь. Подходя к лагерю, я увидел уже знакомую мне Ниву и несколько незнакомых мужиков. Оказывается, они просто поехали сюда более удобной дорогой. И тут оказалось, что все они, кроме водителя, бизнесмены из подмосковных Мытищ. Приехали на охоту и рыбалку. Бензин им нах не нужен, им просто стало интересно. Мы угостили их рюмочкой, они достали 2,5 литровую бутыль с водкой и понеслось…

Спасибо Василичу, если бы не он, мы могли бы легко проспать нашу «Ракету». Скажу лишь, что на ракету мы успели, места свободные оказались и вечером следующего дня мы были в Лесосибирске. Дальше «Ракета» не ходит. Потом несколько часов автобусом до Красноярска, где мы оказались уже ночью. На такси добрались до гостиницы, где нам за небольшие деньги разрешили заселиться, не дожидаясь утра.  За этот день мы устали значительно больше, чем в любой из предыдущих дней, хотя, в общем-то, ничего и не делали. Приняв душ, завалились спать. Днем этого же дня мы проводили и посадили ребят на поезд. А нам с Василичем предстояло провести в Красноярске еще два незабываемых дня. Об этом можно написать отдельный рассказ, но для нас путешествие по Подкаменной  Тунгуске уже закончилось…